Форум » Литература, фэнфики и иное творчество по Призраку Оперы » "Маскарад" Терри Пратчетта » Ответить

"Маскарад" Терри Пратчетта

Helen: Приглашаю всех обсудить это замечательное, на мой взгляд, произведение. Прежде всего, скачать книгу в электронном виде можно здесь click here , а если вы предпочитаете «бумажный» вариант, то она недавно выпущена издательствами «Эксмо» (в Москве) и «Домино» (в Санкт-Петербурге) довольно большим тиражом. Ну, а теперь, собственно, причина, по которой я предлагаю эту книгу обсудить. Когда я, привыкшая к тому, что фанфик в общем-то предполагает некую преемственность по отношению к оригиналу и, как правило, в 8 случаях из 10 обыгрывает взаимоотношения тех же героев в прошлом, будущем или изменённом настоящем, начала читать первую страницу «Маскарада», меня посетило ощущение, что автор аннотации сыграл со мной злую шутку, бегло пролистав книгу я ещё больше в этом убедилась – ни стиль написания, ни главные герои, ни сам сюжет при быстром просмотре не обнаружили прямой связи с первоисточником. Тогда я отложила книгу, не прочитав, и вернулась к ней намного позже в один из дней, когда мне было решительно нечем заняться. Прочитав роман первый раз я оценила своеобразный юмор Пратчетта, и только… Но, перечитав его, я поняла, что ошиблась: это произведение действительно фанфик, только не совсем в том смысле, к которому мы привыкли – в романе как бы два слоя: юмористический, который лежит на поверхности, и философский, в котором автор осмысливает заново те же самые проблемы, что и Леру. Прежде всего, «Маскарад» - один из немногих, а, возможно, единственный фанфик, в котором одним из главных персонажей, как и у Леру, является Опера. Опера предстаёт перед читателем фантастичным, условным, иррациональным и хаотичным миром, в котором абсурдность оправдывается только всеобщей верой в происходящее и, конечно, музыкой: «Кривая катастрофичности… - это именно та кривая, по которой движется оперная жизнь…Опера живёт на ненависти, любви и нервах. И так всё время»; «но это не настоящая жизнь, это опера. Значение слов здесь не важно. Важно только чувство»; «Атмосфера в заведении кого угодно сведёт с ума»; «Опера и не претендует на реалистичность. Именно этим она отличается от театра…Единственное предназначение сюжета здесь – это заполнить промежуток до следующей арии»; «позвольте выразить вам, сколь жалкой, самовлюблённой, абсолютно нереалистичной, ничего не стоящей формой искусства является опера, какое ужасное злоупотребление музыкой она собой представляет». Именно в этом «сумасшедшем доме», где люди готовы поверит «чему угодно», и появляется Призрак. И тут читателя подстерегает ещё один сюрприз: дело в том, что Терри Пратчетт, решая один из самых дискуссионных вопросов, поставленных Леру, который в формулировке Пратчетта выглядит так: «Каким человеком надо быть, чтобы, с одной стороны, так тонко чувствовать музыку, а с другой – убивать людей направо-налево?»; поступает очень своеобразно – он как бы разделяет «сущность» Призрака Леру между несколькими героями. Убийцей в его романе оказывается Зальцелла, главный режиссёр Оперы, который воспринял такие черты Призрака как ум, своеобразное «чёрное» чувство юмора, любовь к музыке одновременно с неприятием оперного жанра, «лёгкомысленное» отношение к чужой собственности, но самое главное – неспособность чётко отличит добро от зла, именно поэтому он умирает в финале: ««…из-за того, что она не отличала Добро от Зла, всё у неё внутри перекрутилось. И тогда ей пришёл конец. Дело в том, что если ты отличаешь добро от зла, то просто не можешь выбрать зло». Музыкантом является Уолтер Плюм, слабоумный паренёк, страдающий раздвоением личности, одной из этих личностей и является Призрак, который опекает театр и сочиняет оперы. В конце произведения Пратчетт сталкивает эти две противостоящие «сущности»: Зальцелла, воплощающий тёмную сторону Эрика Леру, умирает, Уолтер – излечивается. Очень интересно то, что Пратчетт довольно подробно обыгрывает тот аспект взаимоотношений между Призраком и Кристиной, который, пожалуй, наиболее образно воплощён в знаменитой строчке мюзикла «I am the mask you wear…It`s me they hear». В «Маскараде» -это отношения между одной из главных героинь, Агнессой, ещё одним персонажем-Призраком, на долю которой достаётся нестандартная внешность и уникальный голос, и Кристиной. Ситуация, что характерно для Пратчетта, доведена до абсурда – Кристина играет на сцене, а поёт за неё Агнесса, которая из-за своей внешности на сцену выйти не может. По сценической терминологии Агнесса – призрак Кристины. Именно в связи с этой ситуацией связана одна из самых горьких фраз романа: когда Уолтер Плюм, в облике Призрака, даёт урок пения Агнессе, думая, что это Кристина, то Агнесса, уязвлённая тем, что он предпочёл учить Кристину, спрашивает его, почему он не учит Агнессу, у которой прекрасный голос, Призрак отвечает: «Я не могу научит её выглядеть и двигаться, как ты. Зато я могу научит тебя петь, как поёт она». Извините, что так длинно получилось.

Ответов - 71, стр: 1 2 3 4 5 All

Helen: Я думаю, что и на то, и на другое. Терри Пратчетт наверняка был знаком с романом Леру, в 1976 году ещё до мюзикла Пратчетт написал роман "Темная сторона солнца" [The Dark Side of the Sun], где обыгрывается похожая ситуация. «А глупенькая Кристина чем-то,да простят меня поклонники,напоминают одновременно всех экранных и мюзикловых Кристин(не отличаются они умом,Имхо.)» Боюсь, что актрисы, играющие роль Кристины Дааэ, сталкиваются с таким количеством проблем, что сделать свою героиню не слишком вменяемой подчас является для них просто удобным выходом из ситуации…Да и либретто позволяет…

manticora: Интересно...А где можно найти "Темную сторону солнца"?Она у нас не переводилась случайно?

Helen: Я должна перед вами извиниться – я ошиблась . Дело в том, что мне всегда казалось (а почему, сама не знаю), что фильм "Темная сторона солнца" – это экранизация романа Пратчетта. Но это не так. Ещё раз извините . Кстати, фильм рекомендую – его сюжет очень своеобразно перекликается с ПО.


Mary_O'Leary: Хэлен, нельзя ли попросить вас написать небольшую рецензию на книгу Пратчетта "Маскарад" и разрешить опубликовать её на нашем сайте в соотв. разделе? Мне ваш взгляд на книгу, изложенный в посте, очень интересен. Если вам по каким-то причинам это представляется лишним и не нужным вам, так прямо и скажите, я не обижусь Можете письмом.

Helen: Mary:«Хэлен, нельзя ли попросить вас написать небольшую рецензию на книгу Пратчетта "Маскарад"» С удовольствием Вы только определите точно объём – мне так проще писать…

Блэки: Ну что я могу сказать? Удивительно глубокая и уютная книга.

Mary_O'Leary: Helen пишет: Зальцелла, воплощающий тёмную сторону Эрика Леру, умирает, Уолтер – излечивается. Увы, он не излечивается. Он становится "таким же, как все", а это - совсем иное дело. Наверное, ещё даже более грустное, чем физическая смерть Призрака. Для такого Призрака-Уолтера форма важнее содержания. То есть он встает на ту сторону оценок "рода человеческого", от которой так страдал Эрик. Честно говоря, на мой ИМХО "Маскарад" - чуть ли не самая грустная вещь у Пратчетта, если говорить о выводах книги. Эрик-Призрак, такой как у Леру, здесь обречен ещё более безнадежно, и даже предает сам себя З.Ы.: Конечно, нужно учитывать, что к "Маскараду" у меня гораздо более личностный подход, чем к другим вещам Пратчетта - понятно, из-за темы.

Блэки: А мне, наоборот, конец показался оптимистичным...

Мышь: Mary_O'Leary Угу. Мне тоже «Маскарад» показался безумно грустным произведением. Если не сказать больше. От него так и веет безнадёгой. Особенно от возвращения Агнессы. Вроде бы попытался человек вырваться, переломить свою судьбу, а в итоге пришёл к тому, отчего убегал. Кстати, чем-то похоже на ситуацию в фильме «Самая обаятельная и привлекательная». Только акценты совсем другие ЗЫ Кто как думает – подошла бы Агнесса Эрику Леру?

Che Burashka: Она подошла бы трем Эрикам сразу!!!!!

Mary_O'Leary: Мышь пишет: Кто как думает – подошла бы Агнесса Эрику Леру? По-моему, Агнесса такова, что как раз подошла бы. Но честно говоря, не уверена, что он в неё бы влюбился и называл "милая малышка" А вы как полагаете? Действительно, Агнесса обладает уникальным талантом, и не может этот талант реализовать. В "Карпе джугулум", где Агнесса вновь появляется, она выглядит гораздо бледнее той себя, что в "Маскараде". Несмотря на раздвоение личности с Пердитой и таких смачных врагов, как вампиры Che Burashka пишет: Она подошла бы трем Эрикам сразу!!!!! Нда, мужчины прежде всего о размере... А если посерьезнее?

Che Burashka: Mary_O'Leary пишет: Нда, мужчины прежде всего о размере... А если посерьезнее? Ну, вы знаете, что я ценю женственность форм, но не чрезмерную. Если серьезно, персонаж Агнесса мне нравится. Такие девушки мне по душе. Однакось по душе ли они Эрику? Я думаю, что с Агнессой Эрик мог бы подружиться, ему могло быть интересно с ней, но амор... не знаю, не знаю. Кристину он полюбил не за душевные качества и не за общность духовных интересов. (Это я про роман Леру) Он должен был видеть, что она в сущности мещаночка, а не творческий талант, как он сам, но какое это имеет значение для влюбленности? Какой мужчина влюбляется потому, что женщина - человек хороший? Ха! Я тоже считаю Маскарад романом с печальными выводами. Такова се ля ви. Согласитесь, что он реалистичен З.Ы. Карпе джугулум мне понравился. Не лучший у Пратчетта, но и не слабый.

Angelochek: Che Burashka пишет: Кристину он полюбил не за душевные качества и не за общность духовных интересов. Эх, Че, но женщинам-то хочется верить,что за это, а не за внешность. Но если серьезно, то,увы, Эрик бы в Агнессу бы не влюбился. Хотя бы просто потому, что если уж ему нравилась молоденькая, стройная и хорошенькая Кристина, то полная Агнесса даже с хорошим характером и чудесными волосами, а главное со своим талантом и умом им бы в любовном плане даже не рассматривалась. Боюсь, что он вообще бы на нее как на женщину не смотрел. А зря, вообще-то....Не в его положении можно было выбирать

Mary_O'Leary: Angelochek пишет: Не в его положении можно было выбирать Ну вот Что же, он должен был "знать своё место"? То есть Эрик отдает себе отчет, что он из себя представляет, знает о своей гениальности, интеллекте, силе, но вот так просто говорит себе: "Да, я же страшный внешне, значит пойду влюблюсь в женщину с бородой из соседнего ярмарочного балагана"? Кстати, по закону противоположностей Эрик должен был особенно тянуться к красоте во всех проявлениях. Потом он видел в Кристине также и красоту душевную. И вообще всё то, что ему нравилось, вне зависимости от того, имела она это в действительности или нет. Говорил же он ей: "Ваша пресловутая невинность..." или что-то в этом роде. Кристина была скорее обычной и малоинициативной, но Эрику хотелось называть это невинностью.

Angelochek: Мэри, ну не до такой же степени конечно...Но ведь если быть объективным, Эрику,что,никогда не приходило в голову, что для молоденькой и хорошенькой Кристины данная ситуация, когда в нее влюбился такой как он, была очень и очень,мягко говоря, не комфортна и даже обидна? Почему-то Эрик считал, что его вполне может полюбить красивая девушка и именно на красивую девушку он обратил внимание, а не на обыкновенную, но может с гораздо более лучшими душевными качествами. В этом плане Агнесса Кристину (ту, что у Леру) превосходит полностью. И характером она больше подходит Эрику именно потому, что видит все как оно есть и поэтому быстрее может ужиться с некоторыми особенностями Эрика. А Кристине с ее вечными фантазиями нужно было что-то идеальное. Если уж Ангел, то обязательно с ангельско красивой внешностью (желательно, чтоб при этом еще и аристократ), но уж если не выходит так, то просто виконт с его материальной обеспеченностью и статусом. Фантазерство с прагматизмом, но середины нет. А вот Агнесса - это как раз золотая середина.



полная версия страницы